Швецова Людмила Ивановна - Личный сайт. Блог Людмилы Швецовой

События

Власть и детское движение: из опыта Москвы

Минуло почти два десятилетия с того времени, как завершила свой исторический путь Всесоюзная пионерская организация. Мы живем в новой стране, и современные подростки только по фильмам, семейным альбомам родителей, бабушек и дедушек узнают о пионерах. Хотят ли нынешние дети пойти пионерской дорогой дедов и прадедов? Хотят ли современные родители, чтобы их дети стали активными участниками общественной жизни?


Однозначно ответить на эти вопросы невозможно. В каждой семье это окрашено сугубо индивидуальными воспоминаниями и ассоциациями родителей, разными ожиданиями и представлениями подростков. Есть тому субъективные факторы, а есть объективные – исторические. Обратимся к анализу.
Что мы потеряли?

Мы потеряли многомиллионную детскую организацию, которая выполняла государственный заказ на воспитание верных борцов за дело коммунизма. Иначе говоря, организация и власть были едины. Пионерскую организацию отличало единство цели, ясной и понятной как для самой организации, так и для всего народа. На постсоветском пространстве длительный период детские объединения не имели и пока не имеют подобного социального заказа. К слову сказать, школа и общество в целом, и семья тоже, были «освобождены» от воспитательных задач, так как идея и цель коммунистического воспитания «выпала» из всех государственных базовых правовых и профессиональных документов и «свято место», вопреки пословице, долгое время пустовало.

Мы потеряли мощный кадровый корпус руководителей пионерской организации и всех уровней: старших и отрядных вожатых, вожатых загородных пионерских лагерей, методистов, школ вожатых, институтов усовершенствования учителей.

Мы потеряли традиции единства и механизм действий отрядов, дружин, сложившиеся в русле собственного исторического календаря: Всесоюзная радиолинейка – старт действий, День юного героя-антифашиста, День рождения пионерской организации.

Мы потеряли организационную основу: класс-отряд, школа-дружина. Канула в Лету управленческая структура: советы пионерской организации – от районного до всесоюзного.

Почти ничего не осталось от информационной системы детской организации, которую составляли ее печатные органы разных форматов для детей, спецвыпуски и программы радио и телевидения, профильные редакции в издательстве «Молодая гвардия» и т.д.

Утрачен единый язык символов, ритуалов, песен, текстов законов, торжественного обещания, речевок, девизов, почетных и памятных имен, которые составляли идейно-нравственную основу общения и контактов членов организации, говорящих на разных языках, живущих в самых отдаленных уголках нашей страны.
Оборвалась целая ветвь искусства, отражавшего романтику жизни детей и подростков, окрыленная высоким смыслом служения обществу.
И это далеко не все…

Виновата ли в них сама организация? Конечно, нет. Она была детищем государства, партии, комсомола. В тот момент власть, к сожалению, ничего не предпринимала для защиты детской организации.
Но не будем пессимистами. Новое время открыло перед властью и общественной жизнью детей и подростков совершенно новые, неизвестные прежде, перспективы. И долг власти состоит в том, что разглядеть и использовать эти перспективы для проектирования строительства (не восстановление!) такой модели детской общественной жизни, которая бы наиболее адекватно содействовала становлению свободного гражданского общества в самом младшем его звене – в детской среде.

Что мы на самом деле обрели?

Глобальное обретение прав ребенка. Наша страна одна из первых ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, принятую Организацией Объединенных Наций в 1989 году, и тем самым заявила о своей готовности гарантировать и защищать эти права. Это документ, который ставит детей и взрослых, детские общественные объединения и государство, власть, общество в современно новые отношения.
Новая правовая основа сложилась и внутри нашего государства. Приняты законы: «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Бесспорно обретение свободы выбора объединения. По сравнению с пионерской организацией подросток не ограничен одной организацией или одной идеей. У него есть возможность поиска, сравнения и, наконец, выбора по своим интересам. Причем не только самого детского общества, но и взрослого лидера. Как следствие – свобода творчества в выборе и в проектировании структуры взрослым лидером объединения. Это ему вместе с ребятами решать, как будет развиваться объединение: звеньями, командами, отрядами и т. д., кто будет возглавлять каждое подразделение. Главным регулятором в таких вопросах становиться Устав (Положение) объединения. И в этом – еще одна демократическая победа – свобода выработки норм и правил жизни своего объединения. Это трудная свобода, но именно благодаря ей дети и взрослые ставят перед собой понятные, близкие им и реальные цели и задачи: ради чего они объединились, какими хотят стать, как намерены жить и действовать.

И, наконец, широко распахнулось окно в Европу и за океан. Любое детское общественное объединение с согласия родителей и при их материальной поддержке может отправиться в гости к зарубежным ровесникам, в международные лагеря, на праздники, слеты, фестивали. Это расширяет контакты, обогащает новыми знаниями, стимулирует изучение иностранных языков. И при разумном использовании опыта взаимодействия с новыми партнерами - это реальная возможность личного культурного, духовного роста подростка и взрослого.

В целом очевидное демократическое завоевание в том, что общественная жизнь детей и подростков полностью освободилась от идеологического диктата однопартийной системы, регламентации и давления режима школы. Речь не идет о тех директорах и учителях, которые были искренними союзниками  помощниками пионерской организации, а о подмене ими функций вожатых, о прямом вмешательстве педагогов в жизнь отрядов и дружин.

Таким образом, жизнь выплеснула совершенно новые реалии и возможности для самореализации подростков, для приобретения опыта таких непростых норм жизни и деятельности, как нормы демократии.
Мы имеем дело сегодня с совершенно новыми реалиями, к которым надо признаться, власть и общество сразу оказались не готовы. Эти реалии предстояло кому-то увидеть, осмыслить, проанализировать и адекватно отреагировать. Кому? Школе? Родителям? Ученым? Власти?

Школа ответственности за это уже не несла. Родители поначалу под влиянием прессы огульно дискредитировавшей и очернявшей пионерскую организацию, слышать не хотели о возможном участии своих детей в общественных объединениях.

Напрашивалась стратегия, которая опирается на признание гражданских прав и свобод детей, их личное участие в решение вопросов, касающихся их жизни в школе, обществе, государстве.
Власти предстояло отказаться от ссылок на прошлый опыт и попытаться, исходя из конкретных исторических условий переходного периода, разработать новую стратегию в отношении к общественной жизни детей и подростков.

Что представляет собой это новое явление?

Для начала предстояло ответить на вопросы: существует ли на постпионерском пространстве столицы общественная жизнь детей? В каких она протекает формах? Что представляет собой это новое явление?
Вряд ли мы могли бы сформулировать для себя внятный ответ, если бы не были сами исследователями этих процессов в рамках научной Ассоциации исследователей детского движения. Мне в 1991 году довелось возглавить ее. И за то время прошли конференции, появились книги, научные сборники. В одном из трудов, выпущенной ассоциацией, дается несколько определений этого явления.
В широком смысле детское движение представляет собой действия различных объединений, организаций, движений, направленные на изменение самих себя, своего отношения к государству, обществу, своего статуса в нем.

Детское движение – это процесс рождения, становления, развития и отмирания различных групп, группок, объединений, в которых консолидируются дети и взрослые по принципу общности их личных  общественных устремлений.

В узком смысле детское движение представляет собой совокупность координированных действий детей и взрослых, направленных на реализацию какой-либо идеи (цели), связанной с изменением социальной действительности или своего статуса в обществе. В этом смысле речь идет о движениях тимуровцев, миротворцев, защитников природы и т.д.

Детское движение – явление демократичное, способствующее самораскрытию личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует, где он свободен в своем волеизъявлении.
Детское движение - многомерно и противоречиво. Наряду с объединениями позитивного толка (пионеры, скауты, юнармейцы, экологи и т.д.) в нем существуют и агрессивные, националистические, хулиганские, явно безнравственные или даже антиобщественные объединения.

Их деятельность требует отдельного анализа. На этот раз – речь об объединениях позитивной направленности. Чрезвычайно важно поддержать развитие и процветание этих объединений, прежде всего потому и ради того, чтобы именно они одерживали победу в конкурсе с негативными объединениями, чтобы именно туда шли подростки.

Что такое поддержка?

Нынешняя система поддержки (а ее уже можно назвать системой) складывалась не в один день и продолжает совершенствоваться и отлаживаться постоянно. Это естественно потому, что это поиск нового.
Во главе системы  - Городской координационный совет по государственной поддержке развития детского движения Москвы, возглавляемый первым заместителем мэра. Эта миссия на этом этапе лежит на моих плечах.

Далее «приводные ремни» ведут в префектуры, окружные координационные советы, которые возглавляют заместители префектов по социальным вопросам.

Департаменты и комитеты при правительстве Москвы оказывают поддержку детским общественным объединениям на конкурсной основе. Наиболее близкий по характеру своей деятельности государственной структуры – Департамент образования, Департамент семейной и молодежной политики, Комитет общественных связей – имеют свои центры, посредством которых и оказывается информационная, методическая, организационная поддержка.

У Комитета общественных связей есть Дом детских общественных организаций и территориальные центры во всех округах. В Департаменте образования – центры по взаимодействия с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления и центр на базе Дворца творчества на Воробьевых горах. Департамент семейной и молодежной политики  располагает городским координационным организационно-методическим советом и организационно-методическими центрами в округах.

Набирает силу информационная поддержка в соответствии с решением  правительства Москвы выходят газеты для участников детского движения «Вместе», журнал для продвинутых подростков «До 16 разрешается», журнал «Московский ориентир» для взрослых всех категорий, причастных к детским общественным объединениям.

Казалось бы, чего еще? Есть центры, Дом детских общественных организаций, есть средства, заинтересованные взрослые, обличенные государственной властью и общественники – волонтеры. Тем не менее, мы еще очень далеки от того, чтобы оценивать состояние развития детского движения столицы высоким баллом. Оно, к сожалению, разрознено, не равномерно в районах и округах. Далеко не всегда у руководства детскими объединениями стоят компетентные, знающие, достойные взрослые. В одном и том же округе рядом с сильным масштабным объединением – слабое и малочисленное.

Такая вот картина становления новой формы общественной жизни детей и подростков.

Как оценить картину, эту ситуацию? Скорее всего, как нормальную для периода становления нового опыта участия детей и подростков в общественной жизни, в условиях мегаполиса. Чего проще было бы – собрать московских подростков в одном из самых престижных залов столицы, призвать их: «Даешь общемосковскую организацию!» - и как будто бы проблема решена. Но суть не в этом. А в том, чтобы сами участники объединений, дети и их взрослые организаторы, с помощью и при поддержки власти осознали насущную потребность в каком бы то ни было объединении и сами изобрели наиболее приемлемый для себя формат взаимодействия как внутри сообществ, так и вне с представителями органов власти и общества.

Для непосвященного процесс этот может показаться затянувшимся. Но тот, кто пережил в Москве трудные 90-е годы, прекрасно помнит, что город был полем и перекрестком самых острых противоречий переходного периода. Проблем было море. И одна из самых главных – с той поры и до сегодняшнего дня – уберечь детей от растаскивания по политическим партиям и движениям, не санкционированным уличным демонстрациям  и потасовкам. Нелегко было и взрослым, причастным к детскому движению. Для них это был период самоопределения, самоутверждения, поиска и адаптации к новой реальности.

Нынешняя новая демократическая власть не предполагает какого бы то  ни было диктата сверху по отношению к любым общественным движениям и организациям. Это довольно трудно понять и принять той части нашего общества, которая сформировалась в период советских норм и правил.

В чем сложность явления?

Сегодня есть объективно целый ряд условий, в которых возможно создание единого организованного детского общественного движения.

Выше уже говорилось о системе государственной поддержке, в том числе информационной. Как свидетельствует паспортизация, в городе есть отряд взрослых, который практически добровольно работает с детскими общественными объединениями. Изменилось отношение родителей к участию детей в общественной жизни. Более того, многие из них, судя по нашим исследованиям и опросам, готовы помогать становлению детского общественного движения.

Настало время, когда с одной стороны, власть может и должна принять меры, в результате которых существующее детское движение приобрело бы черты организованного, целенаправленного, целостного. А с другой стороны, и внутри самого детского движения и его взрослой «ветви» требуется ряд шагов навстречу власти, чтобы быть услышанными, понятыми, узаконенными.

Что имеется в виду? Сегодня дети и взрослые – это некий единый поток самых разных контактов и связей. Где-то - на основе симпатий, где-то – на основе устной договоренности, где-то – на основе жесткого диктата со стороны взрослого, узурпировавшего власть. Вариации многообразны. Привести к их общему знаменателю, разумеется, можно. Вопрос: как? Кто и по какому праву будет регламентировать отношения взрослых и детей и отношения детского движения в целом с органами власти? Здесь есть прецедент для любой общественной организации и ее правил функционирования в обществе. Многочисленные союзы, ассоциации, организации, федерации оформлены и имеют статус юридического лица, от имени которого они и представляют себя в обществе.

С детским движением несколько сложнее. Сами ребята не имеют право на заключение договоров, регистрацию устава в органах юстиции, открытия счетов и аренду помещений. Где выход? Объединения взрослых на основе собственного устава с правом юридического лица. И тогда можно все детские проблемы движения, как  и все взрослые, делегировать этой новой структуре.

Что это даст взрослым, детям и власти?

Взрослым – обоснованную уверенность в своих действиях и взаимодействии с государственными и другими общественными объединениями, родительской общественностью, с партнерами по детскому движению в Российской Федерации,  ближнем и дальнем зарубежье.
Власти – партнера, который добровольно берет на себя ответственность за состояние и развитие детских общественных объединений.

В общественном мнении детское движение обретет законный статус и авторитет. Создание предполагаемого союза взрослых организаторов – совершенно новая не разработанная проблема. Но не единственная. Она тянет за собой целый комплекс других, таких как: обучение, материальная база, финансовое обеспечение. Здесь, за что не возьмись, начинать нужно с нуля.

Для того чтобы начать учебу, как минимум должны быть профессионалы – преподаватели, опытные методисты, учебные пособия и учебники. В идеале – свой круглогодичный учебный центр. Оптимально для детей и родителей, чтобы местом сбора и деятельности становилось пространство их жизни – муниципалитеты, округа.

На первый взгляд организовать работу по месту жительства – дело нехитрое. Но это взгляд вчерашний. В новых условиях примитивные вопросы требуют новых процедурных отношений. Место общих встреч и место приемки пресловутой макулатуры, посадка кустарников в сквере и вручение поздравительных открыток ветеранам, сбор книг и передача их в библиотеку детского дома, выступление творческих коллективов, спортивные состязания, выставки рисунков – все эти прежде такие элементарные дела сегодня связаны с получением разрешения, а иногда и оплатой.

В чем новизна отношений?

Как складывалась отношения детской организации с органами власти в былые времена? В основном на основе большого доверия, взаимного уважения и устных договоренностей сторон. Представители детской организации разных рангов – от председателя Центрального совета Всесоюзной пионерской организации, председатели республиканских советов до старшей вожатой – были вхожи в самые различные государственные, партийные, комсомольские, профсоюзные структуры, творческие союзы, кабинеты директоров предприятий, колхозов, совхозов. Входили, делились своими заботами и, как правило (хоть, конечно, не всегда и не без трудностей), находили отклик, понимание, прямую помощь и поддержку.
Чем регулировались отношения? Разрабатывались совместные планы, например, коллегии Министерства образования, профсоюзов и Центрального совета пионерской организации о проведении фестиваля или праздника. Традиционно  в совет пионерской организации входили первые лица, возглавляющие различные государственные и творческие структуры, видные военные деятели, представители творческой интеллигенции. Было совершенно естественно руководителям Союза молодежи и пионерской организации позвонить главному режиссеру и руководителю Музыкального театра Наталье Ильиничне Сац и сказать, что праздник искусств предполагается провести в ее театре и при ее непосредственном участии. Предложение всегда встречало поддержку.

Хорошо ли это было? Разумеется, хорошо. Но повторение такого стиля невозможно.

Во – первых, потому, что на сегодня, к сожалению, авторитет детской общественной организации утрачен. Его предстоит еще завоевывать и утверждать.

Во-вторых: новые рыночные отношения и новые законы о собственности предполагают строительство деловых контактов любого уровня на современной правовой основе. А эта основа диктует принятие обязательств с обеих сторон, их юридическое закрепление и предполагает соблюдение всех условий каждой стороной.
Нарушил – отвечай по закону.

Это принципиально новые отношения, не освоенная целина для обеих сторон – и для власти, и для детских общественных объединений и их взрослых руководителей.

Что скрывать, в нашем народе существует правовой нигилизм. А тем более трудно будет преодолеть необходимость четких регулируемых отношений. Трудно, потому что сегодня вряд ли можно найти лидера объединения любого масштаба, который бы владел современными знаниями в области права, экономики, финансов, охрана жизни и здоровья подростков в условиях мегаполиса. Трудно, потому что при существовании сотни детских объединений в столице нереально заключать сотни договоров. Для этого нужно иметь штат сотрудников. Вывод очевиден – нужно объединяться. На мой взгляд, в Москве целесообразно иметь как минимум три крупных формирования подростков, созданных на основе приоритетного направления деятельности. Скажем, союз военно – патриотических объединений, которых, как показывает паспортизация большинство и к которым, естественно, примкнут объединения туристической направленности. Основанием для объединения других может выступить стремление беречь, охранять и любить природу, для третьих – творчество. Возможны и совершенно другие направления.
Когда объединение крупное, то в его руководящем органе помимо лидера – организатора и идеолога должны быть юрист, бухгалтер. Без этого грамотных партнерских договорных отношений участников детских общественных объединений с органами власти не построить.

Кому – то может показаться, что я преднамеренно все усложняю.

Подчеркну еще раз: старый опыт мы не повторяем, не возрождаем. Мы проектируем принципиально новые детские сообщества в рамках складывающегося в России гражданского общества. Эти сообщества во многом совпадают с другими общественными организациями. Но есть разница. В составе детского объединения – взрослые и дети. Это чем – то напоминает семью, где и стар, и мал связаны родственными, иерархическими, традиционными узами, условностями, обычаями. И чем крепче и определеннее ее внутренние связи, тем органичнее вписана она в общество, тем более уважаема и  защищена.
В этих записках обозначены основные, но далеко не все аспекты и проблемы становления новых отношений между современным детским движением и властью на этапе строительства гражданского общества. Названы лишь основные «реперные точки» для широкого обсуждения и осмысления их на уровне властных структур, в среде ученых, в средствах массовой информации, также – на уровне практиков, причастных сегодня к детскому движению.

Учитываю, что родительская общественность в последнее время высказывается за создание детских общественных объединений, мы не в праве больше ждать. Пришло время действовать. Но, как и предполагает демократическая система, действовать с учетом общественного мнения, на основе востребованности детских сообществ со стороны общества и государства.

Понятно, что все новое дается не сразу и с трудом. Пионерская организация, которая насчитывала в своих рядах в конце 80-х годов минувшего века 16 миллионов человек, имела свое начало, свой первый пионерский отряд на Красной Пресне в Москве, который объединял всего 52 пионера. И понятно, что новая жизнь детских объединений и их отношения с властью тоже будут проходить (и уже проходят) свои крутые повороты. Но совершенно очевидно одно: если дети и причастные к ним взрослые хорошо организованы и одухотворены общей благородной целью, то диалог между властью и организованным детским сообществом возможен, оправдан, продуктивен.

Людмила Ивановна Швецова, Тверская, 13,18.11.2008г.

 

Вы находитесь здесь: События Власть и детское движение: из опыта Москвы
Техническая поддержка сайта

 

 

Рейтинг@Mail.ru